Алгоритмы и структуры данных для начинающих: сортировка
В этой части мы посмотрим на пять основных алгоритмов сортировки данных в массиве. Начнем с самого простого — сортировки пузырьком — и закончим «быстрой сортировкой» (quicksort).
Для каждого алгоритма, кроме объяснения его работы, мы также укажем его сложность по памяти и времени в наихудшем, наилучшем и среднем случае.
Также смотрите другие материалы этой серии: бинарное дерево, стеки и очереди, динамический массив, связный список, оценка сложности алгоритма и множества.
Метод Swap
Для упрощения кода и улучшения читаемости мы введем метод Swap
, который будет менять местами значения в массиве по индексу.
void Swap(T[] items, int left, int right) { if (left != right) { T temp = items[left]; items[left] = items[right]; items[right] = temp; } }
Пузырьковая сортировка
Сложность | Наилучший случай | В среднем | Наихудший случай |
Время | O(n) | O(n2) | O(n2) |
Память | O(1) | O(1) | O(1) |
Сортировка пузырьком — это самый простой алгоритм сортировки. Он проходит по массиву несколько раз, на каждом этапе перемещая самое большое значение из неотсортированных в конец массива.
Например, у нас есть массив целых чисел:

При первом проходе по массиву мы сравниваем значения 3 и 7. Поскольку 7 больше 3, мы оставляем их как есть. После чего сравниваем 7 и 4. 4 меньше 7, поэтому мы меняем их местами, перемещая семерку на одну позицию ближе к концу массива. Теперь он выглядит так:

Этот процесс повторяется до тех пор, пока семерка не дойдет почти до конца массива. В конце она сравнивается с элементом 8, которое больше, а значит, обмена не происходит. После того, как мы обошли массив один раз, он выглядит так:

Поскольку был совершен по крайней мере один обмен значений, нам нужно пройти по массиву еще раз. В результате этого прохода мы перемещаем на место число 6.

И снова был произведен как минимум один обмен, а значит, проходим по массиву еще раз.
При следующем проходе обмена не производится, что означает, что наш массив отсортирован, и алгоритм закончил свою работу.
public void Sort(T[] items)
{
bool swapped;
do
{
swapped = false;
for (int i = 1; i < items.Length; i++) {
if (items[i - 1].CompareTo(items[i]) > 0)
{
Swap(items, i - 1, i);
swapped = true;
}
}
} while (swapped != false);
}
Сортировка вставками
Сложность | Наилучший случай | В среднем | Наихудший случай |
Время | O(n) | O(n2) | O(n2) |
Память | O(1) | O(1) | O(1) |
Сортировка вставками работает, проходя по массиву и перемещая нужное значение в начало массива. После того, как обработана очередная позиция, мы знаем, что все позиции до нее отсортированы, а после нее — нет.
Важный момент: сортировка вставками обрабатывает элементы массива по порядку. Поскольку алгоритм проходит по элементам слева направо, мы знаем, что все, что слева от текущего индекса — уже отсортировано. На этом рисунке показано, как увеличивается отсортированная часть массива с каждым проходом:

Постепенно отсортированная часть массива растет, и, в конце концов, массив окажется упорядоченным.
Давайте взглянем на конкретный пример. Вот наш неотсортированный массив, который мы будем использовать:

Алгоритм начинает работу с индекса 0 и значения 3. Поскольку это первый индекс, массив до него включительно считается отсортированным.
Далее мы переходим к числу 7. Поскольку 7 больше, чем любое значение в отсортированной части, мы переходим к следующему элементу.
На этом этапе элементы с индексами 0..1 отсортированы, а про элементы с индексами 2..n ничего не известно.
Следующим проверяется значение 4. Так как оно меньше семи, мы должны перенести его на правильную позицию в отсортированную часть массива. Остается вопрос: как ее определить? Это осуществляется методом FindInsertionIndex
. Он сравнивает переданное ему значение (4) с каждым значением в отсортированной части, пока не найдет место для вставки.
Итак, мы нашли индекс 1 (между значениями 3 и 7). Метод Insert
осуществляет вставку, удаляя вставляемое значение из массива и сдвигая все значения, начиная с индекса для вставки, вправо. Теперь массив выглядит так:

Теперь часть массива, начиная от нулевого элемента и заканчивая элементом с индексом 2, отсортирована. Следующий проход начинается с индекса 3 и значения 4. По мере работы алгоритма мы продолжаем делать такие вставки.

Когда больше нет возможностей для вставок, массив считается полностью отсортированным, и работа алгоритма закончена.
public void Sort(T[] items)
{
int sortedRangeEndIndex = 1;
while (sortedRangeEndIndex < items.Length)
{
if (items[sortedRangeEndIndex].CompareTo(items[sortedRangeEndIndex - 1]) < 0)
{
int insertIndex = FindInsertionIndex(items, items[sortedRangeEndIndex]);
Insert(items, insertIndex, sortedRangeEndIndex);
}
sortedRangeEndIndex++;
}
}
private int FindInsertionIndex(T[] items, T valueToInsert)
{
for (int index = 0; index < items.Length; index++) {
if (items[index].CompareTo(valueToInsert) > 0)
{
return index;
}
}
throw new InvalidOperationException("The insertion index was not found");
}
private void Insert(T[] itemArray, int indexInsertingAt, int indexInsertingFrom)
{
// itemArray = 0 1 2 4 5 6 3 7
// insertingAt = 3
// insertingFrom = 6
//
// Действия:
// 1: Сохранить текущий индекс в temp
// 2: Заменить indexInsertingAt на indexInsertingFrom
// 3: Заменить indexInsertingAt на indexInsertingFrom в позиции +1
// Сдвинуть элементы влево на один.
// 4: Записать temp на позицию в массиве + 1.
// Шаг 1.
T temp = itemArray[indexInsertingAt];
// Шаг 2.
itemArray[indexInsertingAt] = itemArray[indexInsertingFrom];
// Шаг 3.
for (int current = indexInsertingFrom; current > indexInsertingAt; current--)
{
itemArray[current] = itemArray[current - 1];
}
// Шаг 4.
itemArray[indexInsertingAt + 1] = temp;
}
Сортировка выбором
Сложность | Наилучший случай | В среднем | Наихудший случай |
Время | O(n) | O(n2) | O(n2) |
Память | O(1) | O(1) | O(1) |
Сортировка выбором — это некий гибрид между пузырьковой и сортировкой вставками. Как и сортировка пузырьком, этот алгоритм проходит по массиву раз за разом, перемещая одно значение на правильную позицию. Однако, в отличие от пузырьковой сортировки, он выбирает наименьшее неотсортированное значение вместо наибольшего. Как и при сортировке вставками, упорядоченная часть массива расположена в начале, в то время как в пузырьковой сортировке она находится в конце.
Давайте посмотрим на работу сортировки выбором на нашем неотсортированном массиве.

При первом проходе алгоритм с помощью метода FindIndexOfSmallestFromIndex
пытается найти наименьшее значение в массиве и переместить его в начало.
Имея такой маленький массив, мы сразу можем сказать, что наименьшее значение — 3, и оно уже находится на правильной позиции. На этом этапе мы знаем, что на первой позиции в массиве (индекс 0) находится самое маленькое значение, следовательно, начало массива уже отсортировано. Поэтому мы начинаем второй проход — на этот раз по индексам от 1 до n — 1.
На втором проходе мы определяем, что наименьшее значение — 4. Мы меняем его местами со вторым элементом, семеркой, после чего 4 встает на свою правильную позицию.

Теперь неотсортированная часть массива начинается с индекса 2. Она растет на один элемент при каждом проходе алгоритма. Если на каком-либо проходе мы не сделали ни одного обмена, это означает, что массив отсортирован.
После еще двух проходов алгоритм завершает свою работу:

public void Sort(T[] items)
{
int sortedRangeEnd = 0;
while (sortedRangeEnd < items.Length)
{
int nextIndex = FindIndexOfSmallestFromIndex(items, sortedRangeEnd);
Swap(items, sortedRangeEnd, nextIndex);
sortedRangeEnd++;
}
}
private int FindIndexOfSmallestFromIndex(T[] items, int sortedRangeEnd)
{
T currentSmallest = items[sortedRangeEnd];
int currentSmallestIndex = sortedRangeEnd;
for (int i = sortedRangeEnd + 1; i < items.Length; i++)
{
if (currentSmallest.CompareTo(items[i]) > 0)
{
currentSmallest = items[i];
currentSmallestIndex = i;
}
}
return currentSmallestIndex;
}
Сортировка слиянием
Сложность | Наилучший случай | В среднем | Наихудший случай |
Время | O(n·log n) | O(n·log n) | O(n·log n) |
Память | O(n) | O(n) | O(n) |
Разделяй и властвуй
До сих пор мы рассматривали линейные алгоритмы. Они используют мало дополнительной памяти, но имеют квадратичную сложность. На примере сортировки слиянием мы посмотрим на алгоритм типа «разделяй и властвуй» (divide and conquer).
Алгоритмы этого типа работают, разделяя крупную задачу на более мелкие, решаемые проще. Мы пользуемся ими каждый день. К примеру, поиск в телефонной книге — один из примеров такого алгоритма.
Если вы хотите найти человека по фамилии Петров, вы не станете искать, начиная с буквы А и переворачивая по одной странице. Вы, скорее всего, откроете книгу где-то посередине. Если попадете на букву Т, перелистнете несколько страниц назад, возможно, слишком много — до буквы О. Тогда вы пойдете вперед. Таким образом, перелистывая туда и обратно все меньшее количество страниц, вы, в конце концов, найдете нужную.
Насколько эффективны эти алгоритмы?
Предположим, что в телефонной книге 1000 страниц. Если вы открываете ее на середине, вы отбрасываете 500 страниц, в которых нет искомого человека. Если вы не попали на нужную страницу, вы выбираете правую или левую сторону и снова оставляете половину доступных вариантов. Теперь вам надо просмотреть 250 страниц. Таким образом мы делим нашу задачу пополам снова и снова и можем найти человека в телефонной книге всего за 10 просмотров. Это составляет 1% от всего количества страниц, которые нам пришлось бы просмотреть при линейном поиске.
Сортировка слиянием
При сортировке слиянием мы разделяем массив пополам до тех пор, пока каждый участок не станет длиной в один элемент. Затем эти участки возвращаются на место (сливаются) в правильном порядке.
Давайте посмотрим на такой массив:

Разделим его пополам:

И будем делить каждую часть пополам, пока не останутся части с одним элементом:

Теперь, когда мы разделили массив на максимально короткие участки, мы сливаем их в правильном порядке.

Сначала мы получаем группы по два отсортированных элемента, потом «собираем» их в группы по четыре элемента и в конце собираем все вместе в отсортированный массив.

Для работы алгоритма мы должны реализовать следующие операции:
- Операцию для рекурсивного разделения массива на группы (метод
Sort
). - Слияние в правильном порядке (метод
Merge
).
Стоит отметить, что в отличие от линейных алгоритмов сортировки, сортировка слиянием будет делить и склеивать массив вне зависимости от того, был он отсортирован изначально или нет. Поэтому, несмотря на то, что в худшем случае он отработает быстрее, чем линейный, в лучшем случае его производительность будет ниже, чем у линейного. Поэтому сортировка слиянием — не самое лучшее решение, когда надо отсортировать частично упорядоченный массив.
public void Sort(T[] items)
{
if (items.Length <= 1)
{
return;
}
int leftSize = items.Length / 2;
int rightSize = items.Length - leftSize;
T[] left = new T[leftSize];
T[] right = new T[rightSize];
Array.Copy(items, 0, left, 0, leftSize);
Array.Copy(items, leftSize, right, 0, rightSize);
Sort(left);
Sort(right);
Merge(items, left, right);
}
private void Merge(T[] items, T[] left, T[] right)
{
int leftIndex = 0;
int rightIndex = 0;
int targetIndex = 0;
int remaining = left.Length + right.Length;
while(remaining > 0)
{
if (leftIndex >= left.Length)
{
items[targetIndex] = right[rightIndex++];
}
else if (rightIndex >= right.Length)
{
items[targetIndex] = left[leftIndex++];
}
else if (left[leftIndex].CompareTo(right[rightIndex]) < 0)
{
items[targetIndex] = left[leftIndex++];
}
else
{
items[targetIndex] = right[rightIndex++];
}
targetIndex++;
remaining--;
}
}
Быстрая сортировка
Сложность | Наилучший случай | В среднем | Наихудший случай |
Время | O(n·log n) | O(n·log n) | O(n2) |
Память | O(1) | O(1) | O(1) |
Быстрая сортировка — это еще один алгоритм типа «разделяй и властвуй». Он работает, рекурсивно повторяя следующие шаги:
- Выбрать ключевой индекс и разделить по нему массив на две части. Это можно делать разными способами, но в данной статье мы используем случайное число.
- Переместить все элементы больше ключевого в правую часть массива, а все элементы меньше ключевого — в левую. Теперь ключевой элемент находится в правильной позиции — он больше любого элемента слева и меньше любого элемента справа.
- Повторяем первые два шага, пока массив не будет полностью отсортирован.
Давайте посмотрим на работу алгоритма на следующем массиве:

Сначала мы случайным образом выбираем ключевой элемент:
int pivotIndex = _pivotRng.Next(left, right);

Теперь, когда мы знаем ключевой индекс (4), мы берем значение, находящееся по этому индексу (6), и переносим значения в массиве так, чтобы все числа больше или равные ключевому были в правой части, а все числа меньше ключевого — в левой. Обратите внимание, что в процессе переноса значений индекс ключевого элемента может измениться (мы увидим это вскоре).
Перемещение значений осуществляется методом partition
.

На этом этапе мы знаем, что значение 6 находится на правильной позиции. Теперь мы повторяем этот процесс для правой и левой частей массива.
Мы рекурсивно вызываем метод quicksort
на каждой из частей. Ключевым элементом в левой части становится пятерка. При перемещении значений она изменит свой индекс. Главное — помнить, что нам важно именно ключевое значение, а не его индекс.

Снова применяем быструю сортировку:

И еще раз:

У нас осталось одно неотсортированное значение, а, поскольку мы знаем, что все остальное уже отсортировано, алгоритм завершает работу.
Random _pivotRng = new Random();
public void Sort(T[] items)
{
quicksort(items, 0, items.Length - 1);
}
private void quicksort(T[] items, int left, int right)
{
if (left < right)
{
int pivotIndex = _pivotRng.Next(left, right);
int newPivot = partition(items, left, right, pivotIndex);
quicksort(items, left, newPivot - 1);
quicksort(items, newPivot + 1, right);
}
}
private int partition(T[] items, int left, int right, int pivotIndex)
{
T pivotValue = items[pivotIndex];
Swap(items, pivotIndex, right);
int storeIndex = left;
for (int i = left; i < right; i++)
{
if (items[i].CompareTo(pivotValue) < 0)
{
Swap(items, i, storeIndex);
storeIndex += 1;
}
}
Swap(items, storeIndex, right);
return storeIndex;
}
Заключение
На этом мы заканчиваем наш цикл статей по алгоритмам и структурам данных для начинающих. За это время мы рассмотрели связные списки, динамические массивы, двоичное дерево поиска и множества с примерами кода на C#.
Перевод статьи «Sorting Algorithms»